Подписка на новости Подписаться

Новости Экопалаты

Вадим Петров рассказал о причинах аномального паводка в Оренбуржье

Вадим Петров рассказал о причинах аномального паводка в Оренбуржье
Второй месяц в Оренбургской области продолжается ликвидация последствий аномального паводка. Пострадали тысячи людей, многие остались без крыши над головой и самого необходимого. Ущерб измеряется десятками миллиардов рублей. Статс-секретарь Экологической палаты России Вадим Петров рассказал можно ли было избежать нарушений и как готовиться к паводку на следующий год.

- Вадим Олегович, скажите, что на ваш взгляд власти Оренбургской области должны были сделать для того, чтобы избежать настолько масштабных последствий наводнения?

- Росгидромет более чем за месяц предупреждал о том, что паводок будет сильным. Ничто не ограничивало местные власти разработать планы по эвакуации, закупить оборудование и материалы, провести хотя бы информационные учения для населения, подготовить убежища, продовольствие и медикаменты для людей из зон затопления.

И уж точно было время для того, чтобы обеспечить должную защиту и укрепление гидротехнических сооружений на территориях, которые исторически затапливаются. Но в регионах, в том числе и в Оренбуржье, на многочисленные заявления гидрологов с прогнозами сильного паводка посмотрели сквозь пальцы.

- Как в других регионах обстоит вопрос с гидротехническими сооружениями? Действительно ли орская дамба далека от норматива?

- Территория нашей страны относится к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами государств с более 2,8 миллионов озер и более 2,5 миллионов рек и ручьев со среднегодовым стоком 4,3 тыс. куб. км в год. В реках, озерах, болотах, ледниках и снежниках, а также в подземных водных объектах Российской Федерации сосредоточено более 20 процентов мировых запасов. И их мониторинг обеспечен всего немного более тремя тысячами гидрологических станций и постов. Этого катастрофически мало. Да, этого хватает в купе с выдающимися учеными для того, чтобы обезопасить точным прогнозом основные населенные пункты.

На территории России находится более 23 тысяч гидротехнических сооружений. Эти сооружения включают плотины, водохранилища, каналы, дамбы и другие инженерные конструкции, предназначенные для управления водными ресурсами. Но в условиях изменения климата, его «нервозности» в идеале число гидротехнических сооружений необходимо увеличивать, строго соблюдать качество состояния инфраструктуры, модернизировать с учетом новых технологических решений. Но все упирается в финансирование. Многие водные ресурсы проходят по малонаселенным территориям. И возводить там что-то капитальное не всегда экономически целесообразно.

К тому же столь крупное строительство – процесс не такой простой, как может показаться на первый взгляд. На горных территориях необходимо учитывать потенциальную возможность оползней. В лесных массивах надо учитывать уровни воды после дождей. Если речь идет о степи, как в Оренбургской области, то здесь надо уделять особое внимание наличию или отсутствию водоотводных каналов. Вообще к управлению водными ресурсами необходимо подходить комплексно и системно, опираясь прежде всего на науку.

 - Одним из первых паводок застал село Краснохолм. Набравшая рекордную силу река Черная отправила под воду большую часть местности. Такие буйства малых водоемов – обычная история или исключение из правил?

- На моей памяти было от силы две-три крупных истории, связанные именно с второстепенными водоемами. Однако им тоже стоит уделять пристальное внимание. Из-за малых размеров у них низкая пропускная способность. Это провоцирует быстрый разлив. К тому же второстепенные реки и озера обычно находятся в пределах населенного пункта. Из-за такого соседства, как правило у водного объекта сильно загрязнено русло, особенно отходными наносами из-за чего уход воды может задерживаться.

- В этом году у нас топило даже те территории, которые никогда не заливало прежде, потому что дома начали строить прямо в пойме. Можно ли говорить о том, что здесь идет речь о пробелах в градостроительной политике?

- Такие пробелы есть в политике многих регионов. Зоны возможного подтопления чаще всего определяются в угоду застройщикам, а не исходя из наблюдений за природными явлениями. В Оренбуржье есть массы примеров, подтверждающих это. Люди покупают дома в садовых товариществах, которых в списках опасных территорий нет, но если углубиться в историю, то можно увидеть, что их уже топило.

Сегодняшняя система управления рисками затопления оставляет желать лучшего. Хотя у нас еще с советских времен есть система гидрологических наблюдений. Там, конечно, не самые свежие и актуальные данные. Но даже сейчас они позволят составить сравнительно точный прогноз паводковых вод, благодаря блестящему научному капиталу научно-исследовательских учреждений Росгидромета. В 2025-м году запускается новый федеральный проект «Вода России». И все, о чем я говорил, могло бы прекрасно дополнить его.

- Люди постоянно жалуются на то, что не приходят выплаты или что их дома не попали в зону ЧС.

- Причина этой проблемы, на мой взгляд, заключается в административных ошибках местных властей. Нужно просто мобилизоваться и сосредоточиться всем на помощи людям. Но все это следствие нерешенных проблем объективного установления зон затоплений и подтоплений.

Также все упирается в нереальные сроки исполнения работ по установлению зон затопления, постоянные изменения требований к оформлению итоговых документов и межведомственную рассогласованность. Да и местные администрации нередко выбирают в качестве исполнителей контрактов организации, чьи компетенции находятся под большим вопросом. Большой вопрос, почему не привлекаются ведущие отраслевые академические институты?

   - Как, на ваш взгляд, можно решить эту проблему?

- Сегодня полномочия по установлению или изменению границ зон затопления и подтопления возложены на исполнительную власть субъектов и органы местного самоуправления. Мне кажется, правильнее было бы передать эти компетенции на федеральный уровень. Либо выбрать единого исполнителя среди главных научных институтов, которые будут работать во всех регионах и объективно устанавливать именно риски природных явлений без оглядки на градостроительную политику. Очевидно, что решать этот вопрос нужно как можно скорее.

 - Вадим Олегович, давайте подытожим, что необходимо сделать для того, чтобы на будущий год избежать столь серьезного паводка?

- Для начала объективно актуализировать список зон, куда может прийти большая вода и заранее разработать качественные планы мер по предотвращению потенциального паводка и подготовке к нему. И, повторюсь, обязательно надо уделять особое внимание информированию населения, быть что называется в живом нормальном контакте.

Это все занимает очень много времени и потому приступать к действиям нужно как можно раньше. И ни в коем случае нельзя забывать, что, если какое-то природное явление не случилось сегодня, нет никакой гарантии, что его не будет и завтра.

https://www.orenburg.kp.ru/daily/27611/4938027/